Ключевые понятия процессного подхода

 

Бизнес-процесс (краткое определение) - последовательность действий, направленная на получение заданного результата, ценного для организации. 

Бизнес-процесс (развернутое определение) – это деятельность, которая имеет входящий продукт, добавляет ценность к нему, и обеспечивает выходящий продукт для внутреннего или внешнего потребителя. Процесс использует организационные ресурсы для обеспечения результата с заданными требованиями. Границы процесса определяются инциируюищими и завершающими событиями. Область действия бизнес-процесса распространяется на  конкретных исполнителей  и  владельца (их должности можно четко определить). 

Инициирующее событие - событие, при наступлении которого процесс начинается.

Завершающее событие - событие, при наступлении которго процесс завершается. 

Результат бизнес-процесса (выход) - то, ради чего осуществляется бизнес-процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности - получение на выходе некоторого результата или подукта, удовлетворяющего заданным требованиям. 

Владелец бизнес-процесса - должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса. 

Исполнители бизнес-процесса -  специалисты , выполняющие действия процесса. Команда исполнителей бизнес-процесса может состоять из специалистов, относящихся к разным функциональным областям предприятия.

Входы бизнес-процесса - ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса. 

Организация - свокупность двух или более людей, работающих совместно для достижения общей цели. 

Поставщик бизнес-процесса - субъект, предоставляющий ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса. Поставщик может быть как внешним по отношению к организации, так и внутренним. 

Потребитель (клиент) бизнес-процесса - субъект,  получающий результаты процесса и обладающий компетенциями и полномочиями определять требования к этим результатам. Потребитель по отношению к организации может быть как внутренним, так и внешним.

Сбой в бизнес-процессе – ситуация, когда бизнес-процесс прерывается и исполнители не могут продолжать действия без вмешательства вышестоящего руководителя. Данная ситуация возникает вследствие недостатков бизнес-процесса: отсутствие четких правил для исполнителей, недостаточная квалификация исполнителей, низкий уровень мотивации.

Ценность - способность продукта удовлетворять потребности потребителя 

Кроссфункциональный (сквозной) процесс - процесс, исполнителями которого являются сотрудники разных подразделений организации 

Декомпозиция бизнес-процесса - разделение процесса на составляющие. Декомпозицией бизнес-процесса может быть его представление в виде подпроцессов  (промежуточный уровень описания процесса)  или функций бизнес-процесса (нижний уровень описания). 

Функция (иногда называют операцией) - элемент бизнес-процесса, дальнейшая декомпозиция которого нецелесообразна. 

Процедура -  принятый в организации  способ выполнения какой-либо работы. Таким образом, бизнес-процессы включают в себя процедуры. 

Стандартные операционные процедуры разрабатываются с целью описания эффективного порядка действий для сложных или часто повторяющихся работ. Область действия стандартной операционной процедуры распространяется на любого сотрудника организации, выполняющего такие действия - вне зависимости от выполняемого им бизнес-процесса. Пример стандартной операционной процедуры - процедура заключения договора: фомирование проекта договора его инициатором, проверка юридической службой и подписание директором.

Показатели бизнес-процессов - количестенные или качественные параметры, характеризующие бизнес-процессы и их результаты.  Важно измерять показатели: 1) показатели результативности процессов (количество выхода процесса, получаемого за единицу времени), 2) показатели эффективности процессов (отношение выходов к использованным ресурсам), 3) показатели удовлетворенности потребителя.

 

Классификация бизнес-процессов 

 

Основные бизнес-процессы - все процессы, участвующие в цепочке производства продукта для внешних потребителей. К основным процессам обычно относят элементы жизненного цикла создания продукта: продажи - разработка и проектирование продукта - производство продукта - доставка продукта клиенту - постпродажное обслуживание. 

Обеспечивающие процессы - процессы, поставляюще на вход других процессов  ресурсы, необходимые для выполнения процессов: оборудование, программное обеспечение, человеческие ресурсы, сырье и материалы, информацию, энергию.

Процессы управления - процессы, формирующие согласованные условия деятельности ("правила игры") и поставляющие на входы других процессов управляющие воздействия в виде приказов, распоряжений, планов, регламентов и процедур и т.д.